Ходит котик по лавочке... Авторский лубок.

Здесь мужички похищают русалок, Сирин и Алконост поют свои вещие песни, а хитрый зверюга - кот гуляет по лесам да речным бережкам. Все это мир русского лубка, оживший под рукой талантливого мастера Марины Хмоловской, с которой у нас состоялсяоднажды очень интересный разговор.

- Что вообще такое лубок классический?

- Сам термин по корню относится к понятию «деревянная доска», называлось «лоба», вот то, что называют «палуба».  Человечество всегда стремилось к тому, чтобы рассматривать картинки. Дети любят комиксы. Картинка и рядом текст очень короткий, доходчивый, примитивный. Это любимое занятие детей, взрослых, а сам принцип этот возник еще в Китае. Это можно отнести к 13 веку и раньше, когда на дереве вырезались гравюры и отпечатывались картинки. В Европу это пришло вместе с модой на все китайское, там гравюры печатались и на дереве, и на металле. А к нам это все попало вместе с Петром Первым, как и следовало ожидать, из Германии.  И, собственно говоря, любовь вот к таким народным интерпретациям и духовных писаний, и на злобу дня анекдотов каких-то, притч. Вот все это шло в ход для того, чтобы печатать на бумаге и вешать в виде таких напоминаний и назиданий на стенах.

- Т.е. получается, что лубок играл еще роль информационную.

- Надо сказать, что вот старообрядцы с помощью вот этих так сказать «рекламных  плакатов» того времени утверждали свой взгляд на мир и распространяли  как листовки. Ну это нашими словами, тогда к этому серьезно относились. Вообще, работали артели, которые эти черно-белые гравюры расписывали вручную. Обычно раскрашиванием занимались дети и женщины, такая было, в общем-то, рутинная работа.

- А я вот читала, что лубочные картины порой играли этакую «диссидентскую» роль,  там иногда и критика на правительство попадалась.

- Безусловно. На самом деле мой собственный интерес к лубку возник в юности, я познакомилась с человеком, я работала в кукольном театре бутафором, художником, делала кукол и всякое хорошее-разное. Это было самое-самое начало перестройки, и к нам прибился такой странный человек, который называл себя шутом, юродивым. Он действительно соответствовал этому образу. Он был маленький такой, плюгавенький старикашка, у него была маленькая такая бороденка. Веселый, с гармошкой. Он ходил с гармошкой, с чемоданом, часть этого чемодана занимали его собственные вещи, а часть доски, которые он расписывал. Вот по типу лубочных картинок. И он пристраивался на каких-нибудь базарах, ярмарках, или на скоплении народа. И там открывал свой чемодан. Эти досочки расписанные в стиле лубка, на злобу дня. Там Горбачев в основном был главным героем таких маленьких комиксов, и частушки. Досочки свои он подписывал удачной фамилией, он был Кашкин, а инициалы он менял, иногда он был Б.У. Кашкин, а иногда К.А. Кашкин. Этот мужичонка, он меня потряс в свое время своей открытостью, с одной стороны, в общем-то, действительно что-то от юродивого в нем было, вот он что понимал про этот мир, то и лепил. И очень глубокие вещи из него иногда вдруг выходили. С другой стороны с совершенно таким открытым детским юмором человек, и на него никто не злился, хотя он был крайне неудобен в быту.

- Т.е. благодаря ему вы впервые заинтересовались лубком?

- То, что это можно изображать, то, что это интересно, людям интересно и то, что это радует глаз, вот это когда-то меня впечатлило. А если смотреть глубже, то это уходит корнями в мою семью. У меня бабушка дружила с художником Билибиным, они во время гражданской войны застряли в Крыму. Это была обычная поездка на дачу в Крым, а тут вот случилась такая неприятность, как революция, и они вынуждены были прятаться от Кронштадтских матросов, которые зверствовали. И они там просидели довольно долго, потом всю оставшуюся жизнь она дружила с его первой женой. И вот билибинские картинки и се, что с этим связано, было то, на чем я выросла. Я считала, что это какой-то наш был родственник такой. На самом деле оказалось все не так. Но вот эта любовь к такому с одной стороны народному творчеству, а с другой стороны к высокому искусству, она во мне живет до сих пор. И когда я стала взрослым человеком, и мой собственный интерес к творчеству потребовал какого-то воплощения, я сначала стала заниматься резьбой по дереву, к дереву имею такое трепетное  отношение, а потом и росписью.

- У вас лубок нетрадиционный, расскажите, в чем его особенность?

- Лубочная картинка предполагает  некую смесь  из духовных таких, назидательных сюжетов и, может быть, мифологических, сказочных и, собственно говоря, это бумага. Я же имею дело с деревом, оно более весомое, его хочется брать в руки и использовать. Поэтому я приспосабливала стиль и манеру лубочную и мое собственное понимание того, как это может быть  к материалу. Поэтому тут есть некоторые допуски. Ну и потом в классическом лубке, который коллекционируют, в нем много канонического. Я от этого старалась уходить, потому что иначе получается иконопись. Я к этому имею очень большое расположение, очень хорошо понимаю, что я не иконописец, не могу себе позволить религиозные сюжеты на разделочную доску в кухню предложить людям. Это было бы совершенно не правильно.

- А есть ли у вас какие-то традиционные сюжеты?

- Ну вот довольно известный сюжет – это так называемый кот, есть сюжет известный «Как мыши кота хоронили», и мышь обозначена, что она делает, что тащит. Т.е. это целая история такая. Кот хорошо приспосабливается к дереву. Это всевозможные мужички, которые крадут русалок, например, это картинки, связанные с птицами, птицами Сирин, Алконост. С одной стороны это вроде как и фольклорные персонажи, и вот мне по душе это все на дерево перекладывать. Я думала, вот интересно ли мне просто делать какой-то предмет, картинку? Нет, не интересно. Мне важно что-то рассказать, когда я была маленькой, у меня была шарманка, она была очень маленькая и произносила самую обычную простую мелодию, которая без конца повторялась. Она была кругленькая, и у нее по бокам была наклеена бумага, на которой был изображен какой-то такой народный городок. И я в нее просто погружалась, сидела и рассматривала, и рассматривала. У меня там были целые истории. Я очень хорошо запомнила это состояние. На самом деле, когда вещь берешь в руки, ее хочется рассматривать. Зачем рассматривает человек вещь, чтобы посмотреть, что там за мир. Это очень правильный, наверное, ход, когда человек погружается и одновременно с удовольствием от эстетического вида впитывает еще какую-то информацию. А здесь на крышечке главный герой и все, что с ним может быть. Кот где гуляет кошка? Он может жить им в городе, и в лесу, если ему надо птиц ловить, и в деревне рыбу ловит и т.д. Т.е. вся его жизнь от начала до конца может тут разворачиваться. Мне это интересно, я это изображаю.

На фото работы Марины Хмоловской.

Питер 2009

 
Hosted by uCoz